Вспомним 2013 год. Рубль вел себя очень стабильно по сравнению со многими валютами развивающихся стран, таких как Бразилия, Индия и ЮАР. Этому способствовала среднегодовая цена на нефть марки Brent в районе 107$ за баррель, почти профицитный бюджет и большие запасы золотовалютных резервов.
2014 год несомненно войдет в историю как один из самых неблагоприятных для российской валюты, наряду с 1998 и 2008 годами.
В конце 2013 года ФРС США начал сворачивать программу количественного смягчения. Это повлияло на стоимость практически всех валют. Рубль же в январе-феврале подешевел к доллару примерно на 10%. Нельзя не отметить, что, к примеру, валюты Бразилии и ЮАР подешевели на 14%, что свидетельствует о «хорошей форме» российской валюты в начале года.
Далее начинают развиваться судьбоносные события на Украине. Сначала референдум в Крыму, потом война юго-востоке страны, и все это, по заявлениям иностранных
политиков, при мощной поддержке России. Европа и США начинают незамедлительно вводить санкции, которые, однако, до конца лета не приводят к сверх серьезным проблемам для России. На этом фоне до сентября рубль теряет еще около 10% стоимости.
Начало осени. Цена нефти марки Brent спускается под отметку сто долларов и уходит все ниже и ниже, затягивая за собой и рубль. В этой ситуации ЦБ РФ начинает активную работу по удержанию курса. Однако, вопреки примерам из других открытых экономик, наш Центробанк повторяет свой особенный алгоритм, который был применен еще в 2008 году. С сентября в банки закачивается рублевая ликвидность, а 31 октября повышается ключевая ставка с 8% до 9,5%, что естественно приводит к удорожанию кредитов, и тем самым ухудшает и без того сложную ситуацию в реальном секторе экономики.
В это же время приходит осознание одной из основных проблемы, связанной с санкциями. Российские компании и банки лишены возможности брать новые дешевые кредиты за границей, а выплатить по старым займам нужно около 120 млрд. стремительно дорожающих долларов, которые придется покупать за рубли, что естественным образом вызовет спрос на американскую валюту. Это является существенным фактором давления на рубль.
В итоге золотовалютные резервы, задействованные ЦБ на поддержку валютного коридора, начинают быстро сокращаться. Единственным вариантом для регулятора остался отпуск курса в свободное плаванье, о чем и было объявлено 10 ноября. Это решение кратковременно сыграло в пользу рубля, в том числе уменьшив количество спекулянтов, но уже на следующий день падение продолжилось. Учитывая то, что официальные лица государства говорили о переходе на плавающий курс уже давно, момент самого перехода выпал неблагоприятный из всех возможных за последние несколько лет.
Если перевести в проценты основные факторы, ослабившие рубль, то на долю нефти приходится 50-55%, санкции около 35%, остальное приходится на действия ФРС США. Пока только не удается оценить действия ЦБ РФ, это возможно будет сделать только после стабилизации курса на каких либо отметках.